"Памяти Всеволода Вишневского"

 
К 120-летию со дня рождения Всеволода Витальевича Вишневского.

Российский писатель. Драматург. Лауреат Сталинской премии первой степени. Капитан первого ранга. С первых дней Великой Отечественной войны находился на передовых ее рубежах, вел общественно-политическую и литературную работу. Известен по романам «Первая Конная», «На Западе бой», «Последний решительный», «Оптимистическая трагедия», «Мы из Кронштадта». Всеволод Вишневский родился 21 декабря 1900 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик вырос в семье землемера. Когда началась первая мировая войн, в возрасте четырнадцати лет уехал на фронт, где стал разведчиком лейб-гвардии Егерского полка, заслужил три георгиевских креста. При этом продолжал учиться и, приезжая в отпуск в родной город, сдавал экзамены, переходил из класса в класс и в 1918 году получил аттестат зрелости. Первая мировая война являлась первой из пяти войн, которые пережил Вишневский. В 1917 году безоговорочно принял революцию. Во время Гражданской войны стал матросом Волжской флотилии. До 1921 года воевал с деникинцами в Первой Конной Армии Семена Буденного. Осенью 1921 откомандирован на Балтийский флот и вернулся в Санкт-Петербург. С этим городом связано все творчество Всеволода Витальевича. Здесь развертывается действие многих его произведений, в том числе поэмы-оратории. Став профессиональным литератором, на всю жизнь сохранил постоянную связь с армией и особенно с Балтийским флотом: участвовал в военных учениях, печатал статьи во флотских газетах. Пристрастно следил за тем, как военная тема воплощалась в советском искусстве, организовал вместе с Демьяном Бедным, Михаилом Кольцовым, Александром Серафимовичем и Владимиром Ставским Литературное объединение Красной Армии и Флота. Вишневский появился в литературных кругах Петербурга в конце 1920-х годов, уже являясь автором двух сборников рассказов: «За власть Советов» и «Между смертями». В 1929 году сделал первый шаг в драматургии, сочинив поэму-ораторию «Красный флот», которая поставлена в ансамбле песни и пляски при Доме Красной Армии режиссером Петром Ильиным и композитором Александром Александровым. Основными элементами оратории стали революционные песни о флоте. Всеволод Витальевич написал текст, связывавший воедино эти песни. Настоящая слава пришла к Вишневскому после пьесы «Первая Конная» в 1929 году. Предисловие к пьесе написал сам Семен Буденный, отметив жизненность материала и достоверность. Режиссер Алексей Дикий поставил ее в театре Петербургского Народного дома, где в то время работала большая группа режиссера Всеволода Мейерхольда, а также молодые актеры, мечтавшие сыграть боевой, публицистичный, задорный спектакль. В результате драматург, режиссер и труппа нашли друг друга и удивительно сработались. Пьеса имела ошеломляющий успех. Почти одновременно с премьерой спектакля на сцене театра Петербургского Народного дома, пьеса «Первая Конная» поставлена в Москве на сцене нового Центрального Театра Красной Армии, созданного на базе ансамбля песни и пляски при Доме Красной Армии режиссером Петром Ильиным и композитором Александром Александровым. С февраля 1931 началось сотрудничество Вишневского с режиссером Александром Таировым и артистами Камерного театра. Драматургу оказались близки идеи режиссера об общественном содержании искусства, о творческом взаимодействии сцены и пьесы, театра и драматургии. Таиров старался вдохновить писателя на новую пьесу, специально предназначенную для Камерного театра. Они вели разговоры о литературе, о романтизме и Шекспире, о том, какой им представляется современная трагедия, чем отличается от античной и классической. В январе 1932 года Вишневский начал работу над новой пьесой, трагедией, первоначально получившей название «Да здравствует жизнь», затем «Из хаоса» и, наконец, по инициативе ведущей актрисы Камерного театра Алисы Коонен, возникло окончательное название: «Оптимистическая трагедия». Пьеса, обобщив открытия советской драматургии и оттолкнувшись от опыта эпического кино, явилась смелым рывком вперед в создании нового советского героического театра. Эстетика Камерного театра с его тяготением к обобщенным формам совпала с творческими исканиями Всеволода Вишневского. В процессе общения с Таировым художественный замысел пьесы значительно обогатился. В результате этой работы, первоначальный вариант пьесы и окончательный, созданный в Камерном театре, отличаются по многим параметрам. Пьеса выиграла в своей цельности и строгой соразмерности. Премьера спектакля состоялась 18 декабря 1933 года. Воздействие постановки на зрителей совпадало с эстетическим эффектом трагедии. После премьеры в Камерном театре Оптимистическая трагедия широко прошла по всей стране. В мае 1933 к Всеволоду Вишневскому обратился кинорежиссер Ефим Дзиган с предложением экранизировать «Оптимистическую трагедию», однако тот отказался и решил написать для Дзигана киносценарий, посвященный защите Петербурга моряками Кронштадта в 1919 году. Так началось творческое содружество Вишневского и Дзигана по созданию фильма «Мы из Кронштадта». Режиссер взялся за его героико-эпическое воплощение, следуя замечательным традициям кинематографа Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина. В марте 1936 картина вышла на широкий экран и была хорошо принята зрителями. В 1939 Вишневский вместе с Дзиганом начинал работу над сценарием фильма «Первая Конная», и принимал участие в съемках фильма, однако, в связи с тревожными событиями в мире: началом Второй мировой войны и неизбежным приближением ее к границам СССР, для писателя на первый план выдвигаются военная политическая работа, публицистическая и общественная деятельность. С первых дней Великой Отечественной войны находился на передовых ее рубежах: в Таллинне, Кронштадте, Санкт-Петербурге. Являясь корреспондентом газеты «Правда», вел общественно-политическую и литературную работу, делил с петербуржцами все тяготы блокады, писал листовки, выступал перед бойцами, отправлявшимися на фронт, в госпиталях, на фабриках и заводах. Именно Вишневскому, возглавлявшему оперативную группу писателей при Политическом управлении Балтийского флота, поручено летом 1942 года, написать пьесу для единственного, оставшегося в городе Театра музыкальной комедии. Всеволод Витальевич привлек к работе драматурга Александра Крона и поэта Всеволода Азарова. Они сразу определились, что героями пьесы будут балтийские матросы, местом действия Санкт-Петербург, а название «Раскинулось море широко». Премьера спектакля состоялась 7 ноября 1942 года. Спектакль звучал как вызов блокаде. Данная пьеса также показа 23 февраля 1943 года в Москве, в Камерном театре. Режиссер Таиров призывал Вишневского написать для Камерного театра, масштабную, захватывающую пьесу, продолжение «Оптимистической трагедии». Новая пьеса «У стен Ленинграда» с триумфом прошла и на сцене Театра Балтийского флота, и на сцене Камерного театра. После войны писатель неожиданно даже для самого себя решился писать историческую пьесу «Незабываемый 1919-й». Ранее он не писал исторических пьес, поэтому новые требования сковали его воображение. Но тем не менее эта пьеса, поставленная в большинстве театров страны, сделала Вишневского репертуарным драматургом. С 1944 года писатель жил в Москве, работал редактором журнала «Знамя», трудился над документально-художественной эпопеей «Война». В этот период, Вишневский уже ни во что не вмешивался, редко садился за письменный стол, долго и мужественно сражался с изматывающей его болезнью. Последний раз писатель появился на сцене 21 декабря 1950 года во время его чествование в связи с 50-летием со дня рождения и 30-летием литературной деятельности. Всеволод Витальевич Вишневский скончался 28 февраля 1951 года в Москве. Похоронен писатель на втором участке Новодевичьего кладбища столицы.